В России продолжается реформа электроэнергетики. 4 июня было опубликовано и уже вступило в силу Постановление Правительства Р. Ф. от 04.05.2012 N 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии». Это — документ, появления которого долго ждали все — энергосбытовые компании и гарантирующие поставщики, сетевые организации, крупный бизнес и мелкие предприниматели. По сути, стратегический вектор развития энергетики сохранён, но усовершенствованы «правила игры» на рынке. Они стали более чёткими и понятными, устранены различные «узкие места» и разночтения, которыми страдала действовавшая ранее нормативная база. Причём значительная часть положений новых правил вступает в силу с 1 апреля 2012 года.
О новациях правительственного постановления, причинах его появления и последствиях введения новых правил для потребителей в интервью нашему корреспонденту рассказал заместитель директора Общества с ограниченной ответственностью «Нижневартовская Энергосбытовая компания» (ООО НЭСКО) Андрей СТУКАЛОВ. - Андрей Владимирович, раньше правила функционирования розничного рынка электроэнергии регулировались Постановлением Правительства РФ N 530, принятым в 2006 году. Теперь это постановление признано утратившим силу. Что изменилось за эти годы и почему понадобилось утвердить новый документ? - Прежние правила были приняты в начале реформы как оптового, так и розничного рынка электроэнергии и не могли учесть всех особенностей практической работы. Причиной этому, на мой взгляд, стала поспешность проводимой реформы. Слишком быстро мы решили выстроить с нуля такую фундаментальную отрасль как «электроэнергетика». К примеру, в США закон «об электроэнергетике» был принят в 30-е годы прошлого столетия после преодоления великой экономической депрессии. Несколько десятилетий американцы проводили преобразования, при этом структурные изменения в отрасли и формирование рынков происходили постепенно, в течение длительного времени. Россия, как известно, всегда идёт своим путём и мы были обречены на скорую и тотальную реформу – единственное, что могло спасти от кризиса в энергетике и ЖКХ. Только вливание частных инвестиций, демонополизация рынка и создание прозрачного и справедливого законодательства, гарантировавшего права всех субъектов правоотношений, позволило бы возродить отрасль и обеспечить строительство и модернизацию объектов энергетики – основы жизнеобеспечения общества. Таким образом, мы погрузились в реформу, стремительно набирающую обороты. Все эти шесть лет с момента выхода первых Правил участники рынка бомбардировали суды, обращались в федеральные органы по поводу наличия правовых коллизий, из-за которых возникали многочисленные споры. При этом судебная практика была довольно противоречивой. Это и было следствием «сырого» законодательства, не дающего чёткого и однозначного понимания ситуации на рынке. Принимая новые Правила, Правительство сохранило фундаментальные положения прежних, но пошло по пути их детализации, подробно прописав, кто, что и как должен делать на этом рынке, чтобы, с одной стороны, защитить интересы добросовестных потребителей и поставщиков, а, с другой - обеспечить развитие конкуренции при сохранении надежности электроснабжения. КУРС НА КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННОСТЬ - Что изменится во взаимоотношениях сбытовых компаний с потребителями? Во-первых, Правила усиливают требования к Гарантирующим поставщикам (далее - ГП), направленные на улучшение качества обслуживания потребителей. Так, к 1 мая 2013г. ГП должны будут разработать и внедрить стандарты качества обслуживания потребителей и программы мероприятий по повышению качества клиентского обслуживания. Сюда можно отнести следующие требования: функционирование центров очного и заочного обслуживания, в том числе на бесплатных каналах связи, обеспечение возможности оплаты услуг различными способами, обеспечение удаленного приема данных коммерческого учета от потребителей (через телефон, Интернет и т.д.), создание службы приёма обращений граждан и проведение ряда других мероприятий. Кроме этого расширяется объём информации, подлежащей обязательному опубликованию в СМИ – так называемые стандарты раскрытия информации. Теперь деятельность ГП станет абсолютно прозрачной, особенно пристальное внимание уделяется ценообразованию. Появилось требование о доведении информации до потребителей в счетах на оплату и уже в июле этого года наши потребители - юридические лица и предприниматели смогут заметить в счетах за электроэнергию некоторые изменения. Хотелось бы отметить, что ООО «НЭСКО», уже реализовало значительную часть данных требований. Сейчас, например, завершаются работы по внедрению системы интернет-эквайринга, позволяющей оплачивать электроэнергию с банковской карты, не выходя из дома. Успешно функционирует сайт компании (www.nesko-nv.ru), на котором уже давно работает раздел вопрос-ответ, увеличивается количество телефонных номеров для связи со специалистами компании. Во-вторых, усовершенствованы правила заключения и исполнения договоров энергоснабжения. Это касается сроков оформления документов, перечня необходимых для заключения договора документов, ответственности за неисполнение. Потребителю предоставляется право выбора любой из имеющихся на сегодня 6 ценовых категорий. Типовые формы договоров для каждой из ценовых категорий будут согласованы с антимонопольным органом и размещены в открытом доступе на официальном сайте компании. В-третьих, появляется новый класс потребителей – крупные потребители с максимальной мощностью не менее 670 кВт. В отношении таких потребителей в следующем году станет обязательным почасовой учёт электроэнергии и переход на «двухставочный» тариф. Это связано с тем, что такие потребители, несущие существенную нагрузку, способны влиять на график потребления и поэтому, к ним должен быть индивидуальный подход в части расчётов за электроэнергию и мощность. Но, думаю, что этого не стоит бояться, потому как всю подготовительную работу в части оформления документов и доведения до таких потребителей нужной информации сделает наша компания, а конечная стоимость в результате перехода на почасовые расчёты возрасти не должна. В-четвёртых, огромное значение Правила придают аварийной и технологической броне. И это абсолютно закономерно и логично, так как это законный способ для потребителя защитить свои энергопринимающие устройства от отключения. Перечень таких потребителей приведён в Правилах и включает в себя организации и учреждения, ограничение режима потребления электроэнергии которых может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям. Требование о проведении необходимых мероприятий для согласования аварийной брони распространяется непосредственно на потребителей, а наша компания со своей стороны проведёт необходимое информирование. В-пятых, наконец-то у нас появились настоящие правила коммерческого учёта! Этого документа в таком цельном и детализированном виде у нас ещё не было. Коммерческому учёту посвящён X раздел Правил. Положения раздела подробно расписаны на 50 страницах и включают в себя все возможные ситуации в части требований к учёту, эксплуатации приборов учёта, процедуры монтажа, замены, снятия показаний, приведены формулы для расчёта безучётного и бездоговорного потребления и многое другое. - Любые программы клиентоориентированности стоят денег. Кто заплатит за все эти новшества? - Действительно, издержки на создание соответствующей инфраструктуры покрываются за счет сбытовой надбавки гарантирующего поставщика. Но это не значит, что новые возможности для потребителей обязательно существенно повлияют на цену электроэнергии. Дело в том, что сама методика расчёта сбытовой надбавки в ближайшее время претерпит значительные изменения. Как реально изменится доход ГП, станет ясно к 1 августа 2012 года: к этой дате Федеральная служба по тарифам должна утвердить новую методику установления сбытовых надбавок, а также нормативный уровень доходности продаж поставщиков электроэнергии. Основная идея этой задумки законодателей – оптимизировать затраты ГП на обслуживание потребителей не выходя при этом за существующие ценовые рамки. Объясню на примере: представьте, что ГП продаёт электроэнергию населению (40% от общего объёма) и предприятиям (60%). При этом себестоимость продажи электроэнергии населению очень высока – это штат контролёров, транспорт, и т.д. (80% от общей себестоимости ГП), а объём продажи по сравнению с промышленными предприятиями невелик. И наоборот, себестоимость продажи электроэнергии предприятиям небольшая – это может быть всего один счётчик и для сбытового обслуживания такого потребителя вполне хватит одного квалифицированного инженера (20% от себестоимости), а объём потребления - сотни тысяч киловатт-часов. Таким образом, простым вычислением мы получаем, что стоимость сбытового обслуживания населения в расчёте на один кВт*ч составляет 80%/40% = 2 у.е., а стоимость сбытового обслуживания предприятий 20%/60% = 0,33 у.е. На практике сейчас все (и население и предприятие) платят одинаково – 100%/100% = 1 у.е. Новая методика по расчёту сбытовых надбавок устранит эту несправедливость и сделает сбытовую надбавку дифференцированной: чем больше потребляешь, тем меньше платишь сбыту. Но при этом населению волноваться не стоит. Все затраты будут включены в объём перекрёстного субсидирования и роста тарифов выше установленных Федеральной службой по тарифам пределов не случится. Сбытовая надбавка по новой методике для каждого ГП будет устанавливаться отдельно и зависеть от структуры его клиентской базы, а именно: объема полезного отпуска, доли населения в полезном отпуске, «территориальных особенностей зоны деятельности ГП» и дифференцироваться для следующих групп потребителей: население и приравненные к нему потребители, сетевые организации и ещё четыре группы промышленных потребителей – в зависимости от объёма потребляемой мощности. Все эти меры направлены в первую очередь на развитие рынка и конкуренции на нём, так как ранее ГП с меньшей долей населения в структуре полезного отпуска имели необоснованные преимущества. КРУПНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ «ЗАСТАВЯТ» СЧИТАТЬ МОЩНОСТЬ - Есть ли какие-то изменения в принципах ценообразования на электроэнергию кроме дифференциации сбытовой надбавки по типам потребителей? - Ценовое регулирование теперь будет происходить не с начала года, а с 1 июля каждого года. Эта мера поможет предотвратить «разгон» инфляции сразу после новогодних праздников. Население по-прежнему оплачивает по регулируемой цене – цену устанавливает Региональная энергетическая комиссия. Для всех остальных потребителей ещё с 1 января 2012 года установлены шесть ценовых категорий. Первая – традиционный «одноставочный» тариф, когда энергия и мощность оплачиваются вместе по единой ставке. Вторая – «зонный» тариф, при котором стоимость киловатт-часа меняется в зависимости от зоны суток – тариф дешевле в ночное время. У нас в Нижневартовске по такому тарифу, например, оплачивается уличное освещение. Здесь на выбор есть двухзонные и трёхзонные тарифы. Остальные четыре ценовые категории – это различные варианты применения «двухставочного» тарифа, когда предприятие отдельно платит за потребляемую энергию и за мощность, при этом расчёты осуществляются по часам. Выбор категории осуществляет потребитель – в зависимости от особенностей собственного потребления. Пока в нашем городе мало кто переходит к «двухставочным» тарифам, хотя, если посчитать, такие потребители, кому это выгодно, наверное, найдутся. Отменена дифференциация тарифов по числу часов использования мощности (ЧЧИМ). Теперь в отношении первой ценовой категории («одноставочный» тариф) будет определяться единый коэффициент оплаты мощности. Тариф в этой категории будет равным для всех и различаться только на разных уровнях напряжения. Фактически, потребители первой ценовой категории будут оплачивать объем мощности, который ГП приобрел на оптовом рынке и не продал другим категориям потребителей. Тем самым возникает ситуация, когда одноставочная цена будет разнонаправлено меняться каждый месяц в зависимости от того, какой объем мощности потребят крупные потребители и население. В то же время, для потребителей с ровным графиком нагрузки или с возможностью управлять собственной нагрузкой, изменение правил станет дополнительным стимулом установить почасовые приборы учета и перейти на двухставочный тариф. Правительство также нацелено на оптимизацию инвестиционных программ сетевых компаний. К чему строить новые мощности и «утяжелять» тариф инвестиционной составляющей, если до 30% мощностей резервируется потребителями и не используется? Для полного и качественного анализа ситуации правила обязывают сетевые компании и ГП начать контроль за резервируемыми мощностями. С 1 июля 2012 года информация о величине резервируемой мощности будет указываться в счетах на оплату потребителям с максимальной мощностью свыше 670 кВт. В перспективе возможен переход на оплату крупными потребителями резервируемой мощности в составе тарифа на услуги по передаче электроэнергии. Для таких потребителей обязателен с 1 июля 2013 года переход на почасовой учёт и я рекомендовал бы заняться решением этой задачи уже сейчас, не откладывая. Изменился порядок опубликования коммерческим оператором рынка необходимых данных для расчёта ГП конечных тарифов для потребителей. Теперь это 10-й день месяца, следующего за расчётным. К этому сроку ОАО «Администратор торговой системы», которому государство передало права и обязанности осуществлять деятельность по организации торговли на оптовом рынке, проводить торги и обеспечивать расчёты между поставщиками и покупателями электроэнергии, обязано опубликовать на своём официальном сайте (www.atsenergo.ru) все составляющие для расчёта цен, а именно: средневзвешенные нерегулируемые цены, коэффициенты оплаты мощности для потребителей – зонников, объём приобретённой ГП на оптовом рынке электроэнергии и мощности, а также час региона для определения обязательств потребителей – двухставочников. Именно поэтому на многочисленные просьбы наших потребителей предоставлять счета-фактуры как можно раньше, мы отвечаем, что сделать это до 10-го числа месяца по объективным причинам не можем. ВПЕРЕДИ – МНОГО РАБОТЫ - Что планирует ООО «НЭСКО» в связи с вступлением в силу новых правил? - Работа предстоит очень большая. Необходимо качественно и в срок выполнить все установленные Правилами требования. Отладить программное обеспечение, подготовить новые формы договоров как для потребителей – юридических лиц, так и для граждан. Постепенно будем информировать потребителей об изменениях, подсказывать как решить задачи, поставленные перед ними Правилами. Всегда готовы подробно и детально объяснить порядок формирования цены, подсказать законные способы её снижения. Будем размещать на сайте максимум информации для удобства наших потребителей. В перспективе организация на сайте раздела «Форум» для общения с потребителями он-лайн. Будем думать над тем, как упростить контакты с потребителями используя интернет, например – отправлять счета на оплату по электронной почте. В ближайшее время начнём заниматься стандартами качества обслуживания, ускорим прохождение документов. Всего в плане мероприятий, которые нам предстоит провести в связи со вступлением в силу новых правил, 30 позиций. Часть из них будет реализовываться по мере выхода новых нормативных актов осенью этого – весной будущего года. - Есть ли какие-то недостатки у нового документа? - Главный недостаток - его громоздкость (смеётся). 270 страниц – это очень сложно для усвоения. Раньше было 140 страниц, мы укладывали в голове все нюансы по мере возникновения ситуаций на практике года три. Эти будут укладываться не меньше. Потребителям разобраться будет сложнее, но для этого у них есть ООО «НЭСКО». Прошу без стеснений обращаться с вопросами на любые темы, касающиеся энергоснабжения, будем разбираться и помогать потребителям. Главное понять простую вещь – документ стал объёмнее именно потому, что разобрали по косточкам всю цепочку взаимоотношений от потребителя до производителя, а это неплохо. Значит меньше будет неоднозначностей и нестыковок, различных коллизий и чёрных дыр, значит не будет у энергетиков самодеятельности и творчества, а каждый шаг будет обоснован, требования прозрачны, а последствия предсказуемы. Для ответственных и добросовестных потребителей жизнь станет проще, для безответственных неплательщиков и воришек – сложнее, и, на мой взгляд, это справедливо. Но общее впечатление от новых правил розничного рынка – хорошее. Я думаю, что эти Правила – надолго. До середины следующего года они должны обрасти подзаконными нормативными актами и тогда заработают в полную силу. А пока будем разбираться, изучать и помогать разобраться потребителям. Андрей Бондарев