Весной 2018 года были внесены изменения в «Жилищный кодекс» РФ. Собственники жилья теперь могут заключить прямые договоры с поставщиками ресурсов воды, тепла и электроэнергии. Город Радужный одним из первых в округе отреагировал на законодательные новшества – уже к концу прошлого года жильцы большинства многоквартирных домов провели собрания собственников, решив платить за коммунальные услуги не управляющим компаниям, а напрямую ресурсоснабжающим организациям. Таких на сегодня в Радужном три: АО «Горэлектросеть» г. Нижневартовска (в лице агента ООО «НЭСКО» – холодное водоснабжение и водоотведение), МУП «РадужныйТеплосеть» (горячее водоснабжение и теплоснабжение) и АО «ЮТЭК» (электроснабжение).
Горожане проголосовали за возможность напрямую без посредников взаимодействовать с поставщиками коммунальных услуг. А перед поставщиками в этих условиях встала задача взять под свой контроль правильность расчёта стоимости коммунальных услуг, чтобы не вызывать нареканий и иметь возможность напрямую ответить на вопросы потребителей, связанные с начислениями.Перед ресурсоснабжающими компаниями встали непростые задачи: не только обеспечить реализацию решений собственников жилья, но и сделать так, чтобы люди не испытывали неудобств, разбираясь с ворохом квитанций от поставщиков и тратя лишнее время на оплату по новым договорам. А самое главное: чтобы операционные издержки, связанные с переходом на прямые договоры, не ударили по карману потребителя. Для этого «ресурсники» договорились между собой организовать единый центр с общей базой данных и программным обеспечением, позволяющим осуществлять работу по принципу «одного окна». Так был создан «Центр коммунальных услуг» (ЦКУ), расположенный в ОДЦ «Аганград». Здесь любой потребитель может получить расчёт стоимости услуг, оплатить их, получить ответы на любые вопросы от специалистов, представляющих РСО.
– Мы поставили задачу обеспечить прямой диалог с горожанами, чтобы у них были достоверные сведения от первоисточника, – говорит директор ООО «НЭСКО» Валерий Эсауленко.
На базе современного программного комплекса ЦКУ сведены вместе два ресурса: холодное и горячее водоснабжение, которые в Радужном оказывают две разные компании – МУП «Радужный Теплосеть» и ООО «НЭСКО». Благодаря чему урегулирован вопрос по сбору общей информации по водоотведению. В Центре сосредоточены функции сбыта всех поставщиков, что позволит избежать увеличения цены ресурсов для населения и предприятий при переходе на новую схему.
Коммунальщики в Радужном уверены: переход расчётов по всем видам коммунальных услуг напрямую к поставщикам и сосредоточение их в ЦКУ положительно скажется и на качестве жилищных услуг. Сотрудникам ООО «Расчетно-информационный центр» теперь можно сосредоточиться на правильном начислении жилищных услуг и на более эффективной работе с населением. Горожане смогут детально разбираться в начислениях за жилищные услуги, оказанные управляющими компаниями, включая расчеты за потребление ресурсов на общедомовые нужды (ОДН). Стоит подчеркнуть, что среди функций РИЦ остаются начисления ОДН, которые с недавнего времени включены законодателем в перечень жилищных услуг.
При этом руководители ресурсоснабжающих организаций Радужного едины во мнении: основная цель всех нововведений в жилищно-коммунальной сфере города – создание качественной системы обслуживания клиентов. На базе «Центра коммунальных услуг» отлаживается схема дистанционной работы с потребителями, что позволит радужнинцам управлять собственными потребляемыми ресурсами, не выходя из дома, а именно: передавать показания приборов учета, оплачивать услуги, подавать заявки на замену счетчика, cверяться по платежам.
– Принимая решение о дислокации ЦКУ мы старались свести неудобства потребителей к минимуму, – рассказывает Валерий Эсауленко. – «Аганград» расположен буквально через дорогу от здания РИЦа. Здесь потребители могут свериться по долгам, заплатить за электроэнергию, водоснабжение, водоотведнение и тепло, передать показания счетчиков, решить вопросы установки/замены приборов учета воды. Но мы надеемся, что в перспективе людям вообще будет незачем делать очные визиты в офис Центра коммунальных услуг. Нацеливаем всех жителей Радужного переходить на электронные формы взаимодействия с поставщиками коммунальных ресурсов – через сервис «Личный кабинет» на сайте ООО «НЭСКО» и готовы обеспечить для этого все условия.
Призыв подкреплён делами. Уже с 1 марта вся информация по холодному водоснабжению и водоотведению доступна для потребителей в Личном кабинете на официальном сайте «НЭСКО» www.nesko-nv.ru (с этой же даты данная информация на сайте «ИнфоЮгра» не отображается). C 1 апреля сюда добавится горячая вода и тепло. До конца года планируется включить в функции «Личного кабинета» информацию по электроэнергии.
Итогом работы по формированию единого пространства взаимодействия между ресурсоснабжающими организациями и потребителями станет платежная квитанция по всем видам коммунальных услуг. Уже в начале апреля вместо трех платежек горожане получат одну, где увидят начисления за холодную и горячую воду, водоотведение, тепло и электроэнергию. ЦКУ ведёт переговоры с Фондом капитального ремонта ХМАО-Югры и Региональным оператором по работе с коммунальными отходами о возможности включения в единый платёжный документ оплаты капремонта и ТКО.